Транспортные проблемы

Недвижимость во Франции

Правительство России выделило на Федеральную целевую программу (ФЦП) развития транспорта дополнительно 192,4 млрд. руб. из федерального бюджета на финансирование дорожного строительства. В итоге общий объем двухгодичного финансирования составляет 497 млрд руб. При этом, по сообщению Минтранса России, большая часть добавленных денег пойдет «не на строительство новых трасс, а на капитальный ремонт и содержание дорог». На добавленные средства планируется реконструировать две «олимпийские» трассы: М4 «Дон», связывающая Москву и Новороссийск, и М27 Джубга-Сочи. По оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», планы правительства России требуют существенного дополнения.

Конечно, помимо упомянутых трасс увеличились бюджеты на содержание автотрасс М8 (Москва-Архангельск) и М5 (Москва-Челябинск). Кроме того, правительство России независимо от всероссийской программы выделило более 10 млрд. рублей на развитие московских дорог. В частности, на выделенные средства планируется реконструировать Варшавское шоссе на участке от МКАД до района Щербинка, путепровод на пересечении Варшавского шоссе с Курским направлением МЖД, Крестовские путепроводы на проспекте Мира через железнодорожные пути Московской и Октябрьской железных дорог. Также планируется расширить участки Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова, и от Живописной улицы до 3-го Силикатного проезда. Кроме того, предполагается реконструировать транспортные пересечения Ленинградского шоссе с Головинским шоссе для застройки территории водного стадиона «Динамо» и Пятницкого шоссе с Митинской улицей. В то же время в Москве запланировано строительство новой магистрали Вешняки–Люберцы от проектируемого проезда 300 до Большой Косинской улицы.

Учитывая, что на строительство этих объектов будут выделены деньги и из московского бюджета, общий объем финансирования составит 25 млрд. руб. В итоге, по словам руководителя департамента экономической политики и развития столицы Марины Оглоблиной, к 2012 году будут завершены реконструкция Ленинградского проспекта и шоссе, строительство Звенигородского проспекта, строительство новых и реконструкция существующих дорог в поселке Северном, в Косино, Жулебино, Волынском, Сити, а также строительство первого участка четвертого транспортного кольца, построен выход южной рокады на Каширское шоссе и введена в город скоростная трасса Петербург-Москва.

Читайте также  Спад объемов строительства – это не кризис рынка

Но даже реализация таких крупных проектов дорожного строительства как реконструкция МКАД, проспекта Мира, строительство ТТК и Звенигородского проспекта, по мнению Марины Оглобиной не решает транспортных проблем столицы. «Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по развитию дорожной сети, положение остается неудовлетворительным», — цитирует г-жу Оглобину «Интерфакс». По мнению представителя правительства Москвы главная причина такого положения дел в том, помощь федерального бюджета городу на решение транспортных проблем «из года в год сокращается». «Мы надеемся, что правительство России, которое рассматривает сейчас целевую программу развития транспортной системы страны, учтет наши замечания и направит дополнительные средства на решение транспортных проблем столичного региона», – подчеркнула руководитель департамента.

По оценке первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка для того, чтобы решить транспортные проблемы хотя бы к 2015 году необходимо осуществлять финансирование строительства дорог «по формуле 50 на 50». «То есть одинаково выделять средства из московского и федерального бюджетов на эти цели», — цитируют г-на Росляка РИА «Новости». Москва в этом году суммарно на строительство дорог выделяет более 100 млрд. руб. Таким образом, получается, что для решения дорожной проблемы в Москве необходимо порядка 1,4 трлн руб. или около $60 млрд. Даже учитывая, что финансирование растянется на годы, в год со стороны федерального правительства потребуется только на реконструкцию московских дорог порядка 100 млрд руб., а это 36%-46% от запланированного на ближайшие 2 года ежегодных отчислений на реконструкцию дорог по всей России.

Конечно, Москва – столица, однако, как справедливо замечают представители правительства России, Москва и Московская область обладают бюджетами достаточными для самостоятельного решения дорожных проблем. При прочих равных для каждого из 83 регионов полагается не больше 1,2% от общего объема финансирования. И в этом плане выделяемые Москве 4,4% (около 12 млрд руб. из выделенных на этот год 229 млрд руб. для реконструкции дорог) уже выглядят как определенная преференция.

Читайте также  Комплексное строительство в России невозможно без ГЧП

И все же определенная правда в словах представителей правительства Москвы есть. Дело в том, что даже если предположить, что все дороги в московском регионе будут отреконструированы, это не решит проблемы транспортной перегруженности города и области. Дело в том, что пробки появляются там и тогда, где и когда есть так называемое «узкое горлышко». Всем известно, что МКАД перегружен грузовым транспортом. И даже если предположить, что эта проблема будет несколько ослаблена появлением ЦКАД, в корне она решена не будет, так как грузовой транспорт все равно в конечном итоге съедет с любой кольцевой на радиальную. И в месте съезда образуется пробка, которая при интенсивном движении легко может растянуться на несколько километров. Кроме того, именно из-за постоянной нагрузки на полотно дороги грузового транспорта ее приходится ремонтировать чуть ли не каждые полгода. Наконец, сколь бы масштабны изменения ни были в московском регионе они почти полностью обесцениваются тем, что сколь бы то ни было схожее финансирование отсутствует в соседних регионах. Для того, чтобы пробок не было, необходимо одинаковое качество трассы на всем ее протяжении, а не только внутри московского региона.

Единственным решением этой проблемы, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, может служить строительство федеральных трасс-дублеров. Именно так решена проблема пробок в Европе. Именно поэтому федеральному правительству следует пересмотреть объемы финансирования ФЦП развития транспорта. В случае масштабного строительства новых федеральных трасс объемы затрат будут, скорее всего, как раз на порядок выше, чем запланировано на данный момент. В таком случае требования правительства Москвы по увеличению федеральных отчислений на порядок будут выглядеть вполне адекватно.