ЖКХ «по-американски» внедрят в России

Недвижимость во Франции

Как уже писали «Индикаторы рынка недвижимости», в конце 2009 года жителей Москвы ожидает переход на рыночные тарифы ЖКХ. Это добавит к общегодовому приросту арендной платы в Москве, как минимум, дополнительных 20%. Кроме того, от этого нововведения пострадает порядка 90% самих москвичей. В данной статье аналитический центр www.irn.ru оценил перспективы введения рыночных тарифов на услуги ЖКХ для остальных регионов России.

На данный момент в среднем оплата услуг ЖКХ по рыночным расценкам должна составлять порядка 6,4 тыс. руб. в месяц за квартиру средних размеров. Как известно, правительство Москвы выделяет субсидии на оплату ЖКХ тем гражданам, для которых даже сегодняшние не рыночные расценки превышают 13% от официальной месячной зарплаты. На данный момент доля таких граждан не превышает 40%. Если же ввести в действие рыночные расценки, то компенсацию придется платить всем. В частности, из-за этого рыночные расценки на ЖКХ до сих пор не ввели. Однако стоит отметить, что реальные зарплаты обычно в 2 раза превышают официальные. И если бы расчет компенсаций делался на основании реальных заработков, то картина была бы совсем иной. Компенсации за сегодняшние расценки потребовать бы не смог никто из работающих граждан.

Именно поэтому правительство взяло курс на постепенное «обеление» заработков россиян. И к 2010 году процент «белых» зарплат должен по планам властей превышать 70% всего фактического фонда заработной платы российских предприятий. В том числе и поэтому на начало 2010 года намечен переход на рыночные тарифы ЖКХ. Стоит отметить, что после введения рыночных тарифов региональные правительства, скорее всего, будут компенсировать плату за ЖКХ только малоимущим, то есть тем, у кого доход на человека в семье меньше прожиточного минимума. И все же попытаемся оценить, для жителей каких регионов новые расценки составят 13% или более от «обеленного» среднемесячного дохода. Ведь именно этот порог правительство одного из самых богатых регионов страны расценивает как ощутимый для личного бюджета.

Для справедливой оценки размеров «обеленной» зарплаты следует обратиться к данным Росстата о среднемесячном доходе на душу населения по регионам. Этот показатель рассчитывается путем деления годового валового регионального продукта (ВРП) на количество месяцев и численность населения. За счет этого данный показатель учитывает все средства, которые обращаются в регионе за месяц, и показывает, какими реальными доходами обладают жители того или иного региона.

Читайте также  Состояние и проблемы ценообразования в строительстве и на рынке жилой недвижимости

В итоге, если для москвичей в среднем доля услуг ЖКХ по рыночным расценкам составит порядка 12%, то в других регионах ситуация обстоит гораздо хуже. Меньше 13% от среднемесячного дохода затраты на оплату услуг ЖКХ потребуют лишь у жителей 4 регионов. Кроме Москвы в их число попали, естественно, Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. На Чукотке, как известно, губернаторствует Роман Абрамович, который сделал всем жителям высокую зарплату. В ЯНАО добывают главное достояние России – газ, а у ненцев – нефть.

При этом следует отметить, что в северных регионах расходы на ЖКХ будут, скорее всего, выше, чем в средней полосе, куда относится Москва, так как из-за долгой зимы будет больше расходоваться тепло и свет. В итоге, в этих северных регионах доля услуг ЖКХ по рыночным расценкам так же может превысить 13% от реальной зарплаты. В любом случае доля населения регионов, для которых рыночные расценки не составят значительных затрат, не превышает 8% от всех жителей России. При этом для 24% из оставшихся 92% граждан России затраты на ЖКХ по рыночным расценкам превысят 50% их среднемесячного дохода.

Общеизвестно, что в США на ЖКХ население тратит зачастую до 50% своего месячного дохода. Однако это обычно относится к жителям крупных городов, таких, например, как Нью-Йорк, и, прежде всего, к богатой части населения этих городов. В России же как раз под такое соотношение подпадут жители наиболее бедных регионов, где основную долю в ВРП составляют такие малодоходные на данный момент отрасли как сельское хозяйство, образование, медицина, социальные службы, легкая и пищевая промышленности. В среднем их совокупный оборот составляет в этих регионах порядка 50% ВРП. А в Усть-Ордынском автономном округе – порядка 70% ВРП. В итоге, жителям этого региона не хватит на оплату услуг ЖКХ по рыночным расценкам всего их среднемесячного дохода.

Конечно, как уже говорилось, для малоимущих граждан государство продолжит субсидировать оплату услуг ЖКХ. Однако, если субсидировать оплату услуг ЖКХ хотя бы так, чтобы затраты граждан не превышали 50% их среднемесячного дохода, на это потребуется порядка 10 млрд руб. в месяц или 120 млрд руб. в год, то есть примерно 2% госбюджета. С одной стороны, это значимая сумма, а с другой – помимо госбюджета есть региональные и муниципальные бюджеты. Кроме того, в этом году запланирован профицит госбюджета на уровне 75 млрд руб., а учитывая рост цен на нефть он вполне может оказаться таким, что покроет все расходы на субсидирование рыночных расценок ЖКХ.

Читайте также  Нас ждет новый закон о «частных» общежитиях

И все же, по оценкам «Индикаторов рынка недвижимости», для большинства населения России рыночные расценки окажутся весьма ощутимы. В среднем затраты на оплату услуг ЖКХ по рыночным расценкам для жителей России составят порядка 45% «обеленной» заработной платы. В этой ситуации многие из собственников могут пойти на ухудшение своих жилищных условий, лишь бы не платить половину месячного дохода за услуги ЖКХ. Это может в определенной степени спровоцировать снижение цен на жилье.

Регион Среднемесячный доход (руб.) Доля стоимости услуг ЖКХ по рыночным расценкам в среднемесячном доходе (%) Доля жителей региона в общей численности населения России (%)
Ямало-Ненецкий авт.округ 59393,6 10,78 0,37
Чукотский авт.округ 57845,2 11,06 0,04
г.Москва 51897,2 12,33 7,25
Ненецкий авт.округ 50790,5 12,60 0,03
Ханты-Мансийский авт.округ — Югра 44177,8 14,49 1,03
Тюменская область 38646,5 16,56 2,32
г.Санкт-Петербург 30278,1 21,14 3,18
Сахалинская область 27538,7 23,24 0,36
Республика Саха (Якутия) 25273,4 25,32 0,66
Магаданская область 25248,2 25,35 0,12
Мурманская область 24952,4 25,65 0,60
Хабаровский край 24773,4 25,83 0,98
Республика Коми 23557,3 27,17 0,68
Свердловская область 21771,6 29,40 3,06
Камчатский край 20751,9 30,84 0,24
Самарская область 20391,2 31,39 2,21
Московская область 20359,5 31,43 4,62
Томская область 19641,7 32,58 0,72
Пермский край 19130,3 33,45 1,90
Красноярский край 19037,2 33,62 2,01
Ленинградская область 17129,7 37,36 1,14
Приморский край 16723,4 38,27 1,39
Чеченская Республика 16 518,4 38,74 0,82
Республика Башкортостан 16475,1 38,85 2,81
Республика Татарстан 16458,9 38,88 2,61
Кемеровская область 16276,4 39,32 1,96
Калининградская область 16264,2 39,35 0,65
Архангельская область 16151,7 39,62 0,89
Омская область 15914,4 40,22 1,41
Челябинская область 15862,3 40,35 2,44
Республика Северная Осетия — Алания 15620,1 40,97 0,49
Иркутская область 15496,3 41,30 1,75
Ростовская область 15141,3 42,27 2,97
Новосибирская область 15048,5 42,53 1,83
Вологодская область 14783,6 43,29 0,85
Краснодарский край 14663,6 43,65 3,54
Калужская область 14622,3 43,77 0,70
Белгородская область 14588,7 43,87 1,05
Нижегородская область 14466,8 44,24 2,35
Липецкая область 14024,4 45,63 0,82
Республика Карелия 13844,5 46,23 0,48
Ставропольский край 13696,2 46,73 1,88
Астраханская область 13398,1 47,77 0,69
Тамбовская область 13343,3 47,96 0,78
Еврейская авт.область 13335,2 47,99 0,13
Амурская область 13249,9 48,30 0,61
Курская область 12934,3 49,48 0,81
Тверская область 12886,5 49,66 0,97
Алтайский край 12844,8 49,83 1,75
Воронежская область 12833,6 49,87 1,59
Ярославская область 12833,5 49,87 0,92
Агинский Бурятский авт.округ 12679,8 50,47 0,05
Удмуртская Республика 12596,3 50,81 1,07
Республика Дагестан 12503,1 51,19 1,85
Читинская область 12411,5 51,57 0,78
Республика Бурятия 12348,5 51,83 0,67
Волгоградская область 12092,2 52,93 1,82
Оренбургская область 12024,6 53,22 1,48
Республика Алтай 11832 54,09 0,14
Карачаево-Черкесская Республика 11734 54,54 0,30
Рязанская область 11615,4 55,10 0,81
Смоленская область 11510,3 55,60 0,69
Владимирская область 11478,1 55,76 1,01
Пензенская область 11395,4 56,16 0,97
Брянская область 11323,1 56,52 0,92
Тульская область 11300,8 56,63 1,10
Ульяновская область 11186,3 57,21 0,92
Кировская область 11183,6 57,23 0,99
Курганская область 11100,7 57,65 0,67
Республика Хакасия 11002,9 58,17 0,37
Саратовская область 10883,9 58,80 1,80
Псковская область 10692,5 59,86 0,50
Республика Тыва 10197,8 62,76 0,21
Новгородская область 10152,4 63,04 0,46
Орловская область 10047,2 63,70 0,57
Кабардино-Балкарская Республика 10043,8 63,72 0,62
Чувашская Республика 10033,2 63,79 0,89
Костромская область 9738,8 65,72 0,49
Республика Ингушетия 9249,5 69,19 0,34
Республика Адыгея 9245 69,23 0,31
Республика Мордовия 9102,9 70,31 0,59
Республика Марий Эл 8776,5 72,92 0,49
Ивановская область 8761,1 73,05 0,76
Республика Калмыкия 7191,5 88,99 0,20
Усть-Ордынский Бурятский авт.округ 5971,8 107,17 0,09
Бесцветны регионы, для жителей которых рыночные расценки услуг ЖКХ не составят значительной суммы.
Зеленым обозначены регионы, для жителей которых услуги ЖКХ по рыночным расценкам превысят 13% среднемесячного дохода.
Желтым окрашены регионы, для жителей которых услуги ЖКХ по рыночным расценкам превысят 50% среднемесячного дохода  
Источник :
данные – Росстат, расчет – www.IRN.ru